Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью учитывать национальный характер и другие особенности конкретной страны при законодательном регулировании. Это касается и России, правовой опыт которой уникален и имеет положительные и отрицательные последствия, требующие внимания в настоящее время.
Сущностное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, верховенством закона, справедливостью и правами человека. Но как возникло право? Как возникло это социальное явление - этот незаменимый социальный регулятор в современном цивилизованном обществе?
Существуют различные взгляды и концепции на этот вопрос, которые обосновываются и обосновывались различными условиями, такими как конкретные исторические промежутки времени, историко-правовая ситуация государства, в котором базируется та или иная правовая доктрина, а также субъективные факторы, личные взгляды теоретика права, основателя доктрины и его отношение к данной социальной группе.
В основе настоящего исследования лежит основная гипотеза о том, что если историографические концепции Савиньи и Пухта отличаются от тех, которые предлагали их современники, по крайней мере, в германских источниках, то представление о формировании историографии как науки должно быть изменено.
Целью данного исследования является изучение исторической школы юриспруденции. В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
- Изучение основных идей исторической школы юриспруденции;
- Изучить взгляды основателей исторической школы юриспруденции; и
- Изучить возникновение и развитие исторической школы юриспруденции и ее идей;
- Изучить современное состояние исторической школы юриспруденции;
- Изучить современное состояние исторической школы юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения с точки зрения исторической школы юриспруденции.
Предметом исследования являются основные направления учения о праве, условия его возникновения и философия исторической школы юриспруденции.
Методологическая основа базируется на известных принципах, вытекающих из поставленной задачи, таких как диалектика и историзм, исторический и сравнительный методы права, исследование и анализ правоприменительной практики, статистические методы.
Глава 1. Основные сведения о исторической школе права
1.1 Формирование исторической школы права
Историческая школа юриспруденции, которая была особенно активна в первой четверти XIX века, возникла как особое направление правовой мысли в Германии в конце XVIII века. Это было связано с появлением в Германии идеи гражданского права, на которую повлияло растущее немецкое национальное самосознание после освободительных войн и общее стремление к кодификации, характерное для конца XVIII века и первой четверти XIX века. Целью было объединение немецкой нации посредством общего национального права, исключение господства римского права и устранение влияния французского Кодекса. Помимо этой великой задачи, перед немецкими юристами стоял ряд более мелких, рутинных задач, заключавшихся в разрешении различного рода споров, возникавших в результате постоянного конфликта между немецким, каноническим и римским правом . Именно это было непринципиальной, но наиболее заметной причиной упадка юриспруденции в Германии. И новая доктрина, решив противостоять этому, естественно, отвергла все, что связано с этим упадком, а именно антиисторизм и преобладание философской школы юриспруденции. Но не только это, но и объективные исторические события способствовали этому.
Радикальные изменения в общественной жизни в конце XVIII века и неоднозначная реакция общества на них, а также конфликт между космополитизмом и национализмом, возникший в результате наполеоновских войн, поколебали господство философской (естественно-правовой) школы юриспруденции . В противовес идее свободы законодателя в формулировании правовых норм и резким изменениям в общественной жизни историческая школа выдвинула идею регулярности и преемственности (градуализма) в правовом развитии . Это не было принципиально новым направлением: Вико и Монтескье были основателями научного исторического обществоведения, а в Германии Густав фон Гуго (ведущий автор "Учебника естественного права как философии реального и особенно частного права") стал пионером идеи, которая Но именно у Савиньи (основными работами которого были "Право собственности" и "Система современного римского права") и его ученика Пухты (основными работами которого были "Обычное право " и "Лекции об институтах") эта идея приобрела окончательную форму и стала представлять подлинный научный интерес.
Труды Густава Гуго легли в основу формирования историко-правовой школы. Он противопоставил юриспруденцию как хронологию правовых памятников и собрание интересных фактов, примеров и практики юриспруденции, ориентированной на научное изучение права. Юрист обязательно должен изучать право, учитывая его исторические особенности. Изучая римское право, Гуго пришел к выводу, что право никогда не является исключительно законодательством, исторически созданным верховной властью. Существуют две формы права: право, которое развивается само по себе (обычное право, земельное право, городское право), и право, созданное законодателями. В общей правовой системе государства большую долю составляет право, которое сложилось само по себе. Законы могут быть противоречивыми, могут выражать личные и, возможно, корыстные цели законодателя, требовать особых причин для их принятия, требовать большой работы по внесению поправок. Это объясняется тем, что только материальное право устанавливает запреты, права и обязанности, без которых невозможно обеспечить общественный порядок.
Идеи Гуго были подхвачены Савиньи. Именно он в полемическом памфлете, написанном на памфлет Антона Фридриха Юстуса Тибо, главного сторонника кодификации, высказал некоторые положения против взглядов последнего, которые впоследствии развил в более важные идеи. Вклад Савиньи в историко-правовую школу заключался, в частности, в создании концепции "народного духа". Это творческая деятельность всего народа как единого целого, продуктом которой является право. Выражая "верования народа", он растет и развивается в ходе "спонтанных исторических процессов", подобно языку, и не создается в одно мгновение законодателями. Право связано с культурой народа - его обычаями, институтами, искусством и т.д. - и развивается вместе с ней. Изменения в одной области приводят к изменениям в других областях. Поэтому развитие права требует одновременного развития других сторон жизни, чтобы гарантировать правильный правовой порядок. По этой причине источником права являются не закон и законодатели, а обычай и наука, которые являются непосредственным выражением совести людей и которые заменяют обычай, когда последний не может быть сформулирован с достаточной точностью из-за сложности жизни и требуются специальные технические методы. Последняя состоит из изучения истории права, в которой видна деятельность "народного духа", и специальных методов разработки положений, выработанных римскими юристами. Другими словами, прежде чем издать закон, необходимо создать науку, которая развивает право в свете того, что право — это деятельность. Научное право — это форма, в которой можно выявить "юридические положения, скрытые в духе народного права, которые не проявляются в непосредственных убеждениях и действиях членов народа или в высказываниях законодателя, но, следовательно,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С. С. Теория права./ Алексеев С. С. – БЕК, Харьков, 1996. – 234 с.
2. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс,- 804 с.
3. Венгеров, А. Б. Основы государства и права./ А. Б. Венгеров, И. Ф. Кузьмин, А. В. Миукевич. – М. Высшая школа, 1987. – 339 с.
4. Дробышевский, С. А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учеб. пособие / С.А. Дробышевский. – М.: Норма, 2010. – 596 с.
5. Жидков, О.А. История государства и права зарубежных стран./ О. А. Жидков, Н. А. Крашенникова, ч.1, – М.: НОРМА, 1998. – 468 с.
6. Кареев Н. И.Два взгляда на процесс правообразования / Н. И. Кареев. – М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко. – 1889, —315−350 с.
7. Кениг И.Савиньи и его отношение к современной юриспруденции / И.Кениг. – М.: Русский вестник. 1863, 351−378 с.
8. Малахов, В.П. Правовая мысль: Антология./ Автор-составитель В.П Малахов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2005.
9. .Косминский Е.А. Историография средних веков. V в. - середина XIX в. Лекции. Под ред. С.Д. Сказкина, Е.В. Гутновой. А.Я. Левицкого. Ю.М. Сапрыкина. [Текст]/ Изд-во Московского университета. - 1963. - 432 с.
10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. [Текст]/ Сретенск: МЦИФИ. - 2000. - 372 c. .Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50-ти тт. [Текст]/ Изд-во политической литературы. - 1955. Т. 1. - 663 c. .
11. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. [Текст]/ РОССПЭН. - 2004. - 480 c.
12 .Муромцев С.А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции / Немецкая историческая школа права. [Текст]/ Социум. - 2010. С. 227 - 314.
13 .Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. [Текст]/ Юрист. - 1998. - С. 352.
14 .Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. [Текст]/ Университетская типография. - 1896. - С. 944.
15 .Пухта Г.Ф. История римского права. [Текст]/ Типография Семена. - 1864. - С. 576.
16 .Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. Т. 1. [Текст]/ Изд. Ф.Н. Плевако. - 1874. - VIII - С. 550.
17 .Пухта Г.Ф. Энциклопедия права Г.Ф. Пухты. [Текст]/ Типография Г. Фалька. - 1872. - С. 99.
18 .Ранке Л. фон. Об эпохах новой истории. Лекции, читанные баварскому королю Максимилиану II. Пер. с нем. [Текст]/ Типография И.А. Баландина. - 1898. - С. 192.
19 Рикёр П. История и истина. [Текст]/ Алетейя. - 2002. - С. 400.
20 Савельева И., Полетаев А. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен / «Диалог со временем». Альманах интеллектуальной истории. [Текст]/ ред. Л.П. Репиной. Вып. 18. - 2007. - С. 68 - 96.